Toyota – марка, знакомая многим. Надежность и комфорт – те самые качества, ставшие воплощением инженерной мысли в этом автомобиле. Если задать вопрос даже простому обывателю в мире машин о принадлежности «Рафика», то он обязательно воскликнет: «О, да, Toyota!» Конечно же, это не детище Рижского автомобильного завода – доброй маршрутки РАФ времен СССР. Чем же так хорош джип Toyota RAV4? Попробую порассуждать на личном опыте эксплуатации этого детища страны восходящего солнца.
История появления Toyota RAV4
Своему рождению автомобиль обязан концепту RAV Four в 1989 году. В то время он предстал миру в образе «пляжного» джипа. Многие не знают, но концепция заключена в самом названии RAV, что в переводе означало транспортное средство для активного отдыха (Recreation Active Vehicle).
1 поколение
В серию RAV 4 пошел в середине 1994 года. Предлагался в двух вариантах: трех- и пятидверной модификации. Тогда решили обойтись без линейки двигателей и оснастили единственным бензиновым 2-литровым мотором 3S-FE. Высокая посадка водителя давала хороший обзор, который увеличивался также и за счет небольшого капота. Это давало ощутимое преимущество перед легковушками, это сразу же оценили любители. Конечно, класс автомобиля не предполагает особого комфорта, но даже в базе авто внедорожник получил кондиционер, тахометр, радио с 2 динамиками. А все навороты, будь то электропакет, центральный замок, регулируемая рулевая колонка и прочие «плюшки» в салоне шли дополнительно. Причем машины с АКПП по умолчанию оснащались более продвинуто, чем в базовой комплектации.
Европейский и российский рынок получили только один вариант двигателя 3S-FE. 128-сильная рядная «четверка» разгонялась до сотни за 10-12 сек в зависимости от установленной КПП – 5-ступенчатой МКПП или 4-ступенчатой АКПП. Расход примерно 9,7 л/100 км. При объёме бака 58 литров автомобиль имел неплохой запас хода.
2 поколение
Автомобиль, как говорится, стал темой, поэтому не заставил ждать апгрейда в виде рестайлинга и полного обновления. Уже в 2000 году вышло второе поколение с улучшенной аэродинамикой и агрессивностью внешнего вида. В принципе это станет для марки основным направлением в последующих обновлениях. А пока джин подрос в размерах, увеличилась и колесная база, соответственно стал просторнее салон. Просторный салон дал волю фантазии дизайнерам, поэтому сильно отличался от предшественника. Появились продвинутые и удобные сиденья, переместив эргономику в следующее измерение. Кстати, изменение габаритов не изменило кардинально вес автомобиля за счет применения новых технологий штамповки и сварки деталей кузова и применения высокопрочных сталей. Кузов также делился на трех- и пятидверную версию. А вот под капотом можно теперь было на выбор заказать новые 1,8 и 2-литровые бензиновые моторы с системой VVT-i, из которых в Россию поехал только 2-литровый двигатель с полноприводной версией.
150-сильный 2-литровый двигатель 1AZ-FE оснащался цепным приводом и был легче предшественников, имел меньший расход, что делало его производительнее. К сожалению, со временем заслужил неоднозначную репутацию в плане неприхотливости и ресурса работы. В Россию шел только с полным приводом в паре как с АКПП, так и МКПП. Сотню набирал за 11 сек. Максимум по скорости, заявленный производителем, составлял 200 км/ч.
3 поколение
Прошло 5 лет и второе поколение ушло в историю. В 2005 году в мире, а в России в 2006 году вышло 3 поколение. Проведя анализ своих «недочетов», японцы решили подойти к новшествам с расстановкой сил и внимания к отдельным узлам. Воплощением своей работы стал новый дизайн кузова с современными и утонченными линиями. На этот раз отказались от 3-дверной модификации и выпускали только «пятидверку». Как и в прошлые годы, в Россию поехали только полноприводные версии с двумя моторами на выбор:
– 152-сильный двигатель объёмом 2,0 литра, развивающий максимум мощности при 6000 об/мин и крутящий момент 194 Нм при 4000 об/мин. Этот мотор базовый для этого поколения. Поставлялся с 5-ступенчатой МКПП, но была и улучшенная АКПП с 4 ступенями с адекватным откликом. Смешанный расход – 9,6л/100 км. Максимальная скорость – 180 км/ч;
– 170-сильный 2,4-литровый агрегат объёмом с крутящим моментом 225 Нм при 4000 об/мин. С мотором стандартно устанавливали 4-ступенчатый «автомат». Разгон до сотни остался прежним, а вот расход изменяется от 7,9 до 12,4 литров на 100 км пути.
4 поколение
В 2012 году состоялась премьера четвертого поколения. Отметилось изысками в экстерьере, где дизайнеры взяли направление на более агрессивный и строгий стиль, уделив внимание нижней части автомобиля. Добавили немного внедорожных качеств, расширив арки колес, защищённые по кругу каучуковым покрытием. В Россию автомобиль приехал в 8 комплектациях со всевозможными опциями комфорта и безопасности. Базовым двигателем так и остался 2-литровый вариант, а вот 2,4-литровый заменили 2,5-литровым мотором мощностью 180 л.с в комплекте с АКПП. В линейке также появился и 2,2-литровый 150-сильный дизель. Все новшества подкрепились продвинутой электроникой, интегрированной в систему управления не только двигателя, но и подвески, что позволило достичь хорошей управляемости и маневренности на разных покрытиях дорог в любую погоду.
5 поколение
Пятая генерация Toyota RAV4 удивила автомир уже в 2018 году. Является на сегодняшней день последней. Изменение дизайна пошло в сторону изящности, делая модель уместной как в городе, так и за его пределами. Подход к дизайну можно заключить в сглаживании брутальности предыдущего поколения. Изменились внедорожные качества, например, колесная база стала на 30 мм больше и составила 2690 мм, а дорожный просвет – 195 мм. Увеличена прочность кузова на 57%. Автомобиль поставляется с двумя бензиновыми двигателями:
В базовой комплектации идет с передними, задними и боковыми подушками, включая шторки безопасности. В более укомплектованные версии включены всевозможные датчики и системы, камеры заднего вида с мониторингом слепых зон, адаптивная оптика и прочие «навороты», присущие современному качественному автомобилю. Даже свет с ближнего на дальний переключается автоматически.
Всё это впечатляет конечно, но так ли он хорош? Или в кармашке под козырьком стоит положить визитку водителя автоэвакуатора? Написав такую обширную преамбулу истории марки, нужно понимать, что автомобиль сделан не вчера. Вся его история – это постоянная работа над ошибками, исправление изъянов, реакция на отзывы владельцев. Взяв это во внимание, всё дальнейшее изложение можно считать моим оценочным суждением, не претендующим на истину в последней инстанции.
Мои впечатления об использовании Тойоты Рав4
Автомобилем владею 2 года, накатал 21 тыс. км. Поездки самые разнообразные: и в теплые края, и в центральной России, и даже разок по горной местности. Можно смело сказать, что машина дороги видела разные, а не от магазина и до дома. Стиль езды умеренный, прицепы не таскала. На бездорожье соваться не стоит – это и понятно, из-за низкого свеса порогов можно там их и оставить. Поэтому, как Рафик штурмует грязь, не знаю, не пробовал. Пробег небольшой, поэтому по мелочам, которые напрягают больше всего. Из недостатков, которые стали заметны сразу:
Манера вождения Toyota RAV4
Ну и напоследок, история езды на большой скорости в холодную погоду. Пробег 12 тыс. км. Тихий участок, камер нигде нет, давлю на газ. Лада Веста, словно предчувствуя неладное, уступает мне дорогу. Скорость уже 120 км/ч, через мгновение уже 150. И что за ужас, в салоне невозможно разговаривать, будто находишься рядом с самолетом. Невольно смотрю на приборную панель справа, откуда раздается нервный треск из радио, которое судорожно пытается найти хоть какую-то волну. Всё как в фильме ужасов. Выключаю, но звук не исчезает, выключаю печку, эффекта нет. Пассажир в это время трогает панель, прижимая ее руками, не помогло. Скидываю скорость до 100 км/ч и тишина. Оба смотрим друг на друга изумленными глазами. Подкидываю газу и ужас повторяется снова. На улице –5°C. Ничего не поняв, еду 100-110 км/ч. Через пару дней ударили морозы до –35°C. Весь вышеописанный треск повторился, но уже при 70 км/ч. Этот же звук появился и на холостых при постановке АКПП в положение паркинг. Не заснув пару ночей будучи в раздумьях, пришел к выводу, что треск издает пластик, соприкасаясь с лобовым стеклом. Скорее всего дубеет на морозе. Опытным путем простого нажатия на него в морозную погоду это предположение было подтверждено. Как лечить проблему, не знаю. Наверное, весна сама исправит.
Вот такой опыт эксплуатации моей «ласточки». Иногда не понимаю, за что ругают наши автомобили? Так и хочется ответить: а вы на Toyota RAV4 пробовали покататься? Стоит ли покупать, решать вам.